АвтоВАЗ модернизирует свои производственные линии в связи с планами в ближайшие пять лет полностью обновить модельный ряд и выйти в более высокий ценовой сегмент. Инжиниринг новых моделей будет построен на единой платформе CMF-B, на которой автомобили Lada будут выпускаться вместе с машинами Dacia и другими брендами. Как изменится в связи с этим будущее российских инженеров АвтоВАЗа, какие задачи они будут решать в новой технологической стратегии крупнейшего отечественного автопроизводителя? Об этом рассказывает Николя Мор, который с 1 июня опять стал президентом АвтоВАЗа и одновременно занял должность генерального директора группы Renault по операционной деятельности в России и странах СНГ. В рамках делового обеда для журналистов господин Мор ответил в том числе на вопросы «Эксперта».
— Господин Мор, поздравляем с возвращением на пост президента АвтоВАЗа. Вы руководили российским предприятием с 2016 по 2019 год, в чем вам видятся основные задачи АвтоВАЗа сейчас?
— Наша задача в краткосрочной перспективе заключается в том, чтобы выполнять производственные планы, для этого, в частности, сейчас нам надо решить проблему перебоев с поставками электронных компонентов. Как вы знаете, в связи с пандемией в мире сильно вырос спрос на них. Поначалу казалось, что кризис с поставками продлится всего несколько месяцев. Но проблема оказалась сложнее, мы ожидаем, что этот кризис продлится до конца 2021 года и захватит часть 2022-го.
Что касается важных среднесрочных задач, стоящих перед АвтоВАЗом, то к ним относится обновление модельного ряда. Стратегическое направление этого процесса представил генеральный директор Renault Group Лука де Мео как часть плана развития Renault Group под названием Renaulution. В начале текущего года мы вывели на рынок обновленные модели Largus и Niva Travel. А в период с 2023 по 2026 год модельный ряд полностью обновится.
Для реализации этого плана мы сейчас проводим глубокую модернизацию производственных площадок и инжиниринговой базы. Например, у нас есть серьезный полигон в поселке Сосновка под Тольятти, сейчас мы полностью его модернизируем. Одновременно мы повышаем планку инженерных компетенций, чтобы соответствовать новейшим технологиям, чтобы быть уверенными, что качество автомобилей Lada будет на высоком мировом уровне.
— Один из ключевых моментов новой стратегии развития Renault Group заключается в том, что автомобили Lada теперь будут производиться на новой единой платформе вместе с моделями Dacia, а разработанные в свое время российские платформы уйдут в прошлое. С чем связано это решение?
— Когда Лука де Мео пришел на пост главы Renault Group, он решил произвести достаточно серьезные изменения. Для оптимизации деятельности концерна было решено разделить его на четыре основные бизнес-единицы: первая отвечает за бренд Renault, вторая — за бренд Dacia и Lada, третья — это спортивные автомобили Alpine и четвертая — мобильные сервисы Mobilize. Бренды Lada и Dacia объединены в одну структуру, чтобы создать синергию этих брендов в инженерном плане. В Renault Group есть новая платформа CMF-B, она ориентирована на выпуск автомобилей в В-сегменте, но при необходимости может быть растянута на сегмент B-плюс и даже С-сегмент. На основе этой платформы будут производиться новые модели Dacia, Lada, а также Renault и, возможно, Nissan и Mitsubishi. Однако я хочу подчеркнуть, что сближение марок Dacia и Lada в первую очередь касается инжиниринга, стилистически эти бренды будут отличаться достаточно сильно.
— Есть ли в связи с этим планы производить автомобили Dacia в России?
— Нет, планов производить машины Dacia на территории России нет, так же как нет планов выводить марку Dacia на российский рынок. Но с точки зрения использования компонентов возможно более широкое использование как компонентов Dacia на АвтоВАЗе, так и компонентов АвтоВАЗа на заводе в Румынии.
— В чем в таком случае будет заключаться роль российских инженеров? Значит ли это, что основная роль инжиниринга машин Lada теперь будет осуществляться из Румынии? Возможны ли в связи с этим сокращения инженерного персонала в научно-техническом центре АвтоВАЗа в Тольятти?
— Мы не намерены сокращать численность инженерного персонала в России, поскольку российские инженеры намного более конкурентоспособны, чем тот же технический центр в Румынии. Мы хотим сохранить и развивать способности и компетенции специалистов АвтоВАЗа в инжиниринге в наших центрах и в Тольятти, и в Москве. Наш московский центр инжиниринга будет больше отвечать за передовые технологии, связанные, например, с электронными коммуникациями, разработкой программного обеспечения. В Тольятти инженеры будут продолжать работать, в частности, над вопросами индустриализации. В итоге будет какое-то разумное разделение инженерных работ между Россией и Румынией. Но, скорее всего, в России объем инженерных работ будет даже больше. В частности, мы предполагаем выполнять работы «пакетным» методом — это полная разработка инженерных решений с нуля до индустриализации и применения на других рынках по всему миру.
— Что можно сказать о ваших планах локализации производства? Какая доля компонентов автомобилей Lada сейчас производится в России? Локализация каких деталей вам кажется наиболее перспективной?
— Точный процент локализации автомобилей Lada сейчас назвать сложно, так как введена балльная система, но в зависимости от модели этот показатель сейчас составляет от 50 до 90 процентов. Использование новой платформы CMF-B в будущем модельном ряду сделает эту долю более ровной для всех автомобилей — это будет около 75 процентов. Что касается наших приоритетов в локализации, тут у нас две ключевые составляющие. Во-первых, у нас есть то, что мы согласовали с Минпромторгом, когда заключали специнвестконтракт. И второе — это требование по 719-му постановлению правительства по балльной системе, который дает доступ к различным субсидиям. Здесь мы в постоянном диалоге с Минпромторгом в поисках решения, чтобы быть максимально эффективными с точки зрения набора баллов. Некоторые важные, с нашей точки зрения, локальные технологии дают ноль баллов, что нам кажется странным. Будущие перспективные направления локализации — это, например, разработка технологий автоматической коробки передач, есть большие перспективы использования локальных технологий в других сферах. Например, по 719-му постановлению у нас серьезные намерения локализовать компоненты электроники и элементы мультимедийных систем. В России уже есть несколько компаний, которые готовые поставлять такие компоненты, мы готовы привлекать и новых.
Читать статью полностью на сайте Эксперта